В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли мы делаем для того, чтобы речь ребенка была развита? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы. Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помоги специалистов, учителей - логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь, и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильное слово, надо дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, родители
нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста. Дети
справляются с этим заданием, но могут допускать ошибки. В этом случае не
следует перебивать ребёнка, надо предоставить
ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать
образец.
В семье для ребёнка необходимо создавать такие
условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, старшими
братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой
словарный запас, учился верно строить
предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно
рассказывал.
Речь не является врожденной способностью человека, она
формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики, изменяет слова /правда, вначале он ограничивается лишь одной формой, например, использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием ОВ /ЕВ/: КОВРОВ, ОКНОВ, ЗЕРКАЛОВ; строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребёнка определенного чувства языка, К.И.Чуковский отмечал: "Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивают двухлетние "лингвисты?...
Уже с трех месяцев у ребенка
начинается период гуления, переходящего в лепет. К 9-10 месяцам ребенок
произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов /мама, папа/. К году
набирается до 10-12 слов. Для двухлетнего ребенка является закономерным
несовершенство произносительной стороны речи: бедннй словарный запас, часто
употребляет облегченные слова, называет только те игрушки и предметы, с
которыми играет; отсутствует правильная грамматическая связь между словами, нет
некоторых звуков. К трем годам происходит интенсивное накопление словаря
ребенком. В речи он пользуется почти всеми частями речи, использует односложные
предложения. На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение
произношения, речь становится более отчетливой. Дети в этом возрасте легко отмечают
недостатки произношения у других детей, а у себя не слышит. Ребенок может с
помощью взрослого передать содержание небольшой сказки. К пяти годам у детей
отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства
заканчивается процесс овладения звуками. Дети начинают овладевать
монологической речью. Рост активного словаря. Употребление предложений более
сложной структуры часто являются одной из причин увеличения количества
грамматических ошибок.
Вот и сегодня мы хотели бы предложить Вам некоторые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома вместе с детьми в свободную минуту.
1. "Составь
предложения" /средняя группа/.
ЦЕЛЬ: Развивать у детей навыки
объединения пространственно разделенных объектов в единую ситуацию /предложение/.
Формировать умение составлять различные распространенные предложения с
заданными словами, непохожие на уже
придуманные, грамматически правильно сочетать слова в
предложении.
ХОД: Детям
предлагаются 2-3 картинки или слова, с которыми они должны составить
предложения. Можно менять падеж и окончания слов, вставлять другие.
2. "Составь
предложения". /Старшая группа/.
ЦЕЛЬ: та же, что и в I/.
Детям предлагается таблица с картинками или словами/при обучении чтению/. Надо составить переложения /по 4 картинки – игра №1: Мама, сын, санки. Папа, молоток. Бабушка, кровать. Девочка, иголка, пуговица.
Картинки к игре 2: Папа,ночь, малыш, кровать. Дедушка, осень, лопата, овощи.
Бабушка, солнце, ведро, корова. Мама, утро, бутылка, кошка/.
3. "Составь
предложения" /1-ый класс/.
ЦЕЛЬ: Та же.
Ход: Детям
предлагается картинно-графическое изображение предложения, с помощью которого
они должны его составить. Используются предметные картинки, схемы движения
/стрелки/, схемы предлогов, предлоги написанные, слова, картинки-заменители.
4. ."Составь рассказ по сюжетной
картине. /Средняя группа/.
ЦЕЛЬ: Научить детей составлять
простой рассказ по сюжетной картинке,
Следить, чтобы
предложения были взаимосвязаны между собой.
5.
"Составь рассказ по серии сюжетных картинок". /Старшая группа/.
ЦЕЛЬ: Та
же, что и в 4. Правильно и последовательно расположить картинки, чтобы события
следовали локонично.
ЦЕЛЬ: Учить
детей составлять небольшой рассказ из личного опыта или фантастический с опорой
на схему. Уметь связывать предложения разных частей рассказа между собой. Правильно
и грамотно выражать свои мысли.
7. " Хорошо
- плохо".
ЦЕЛЬ: Уметь видеть в одной ситуации
положительную и отрицательую стороны,
доказывая это. Учить пользоваться сложноподчиненными предложениями с союзом ПОТОМУ
ЧТО
8. "Что
было бы, если бы..."
ЦЕЛЬ: Учить детей придумывать
необычную концовку предложения.
Развивать фантазию,
воображение.
ХОД: Что было бы, если бы города могли летать? /1-ый
класс/,
Что было бы, если бы все сказки на Земле исчезли?
/старшая гр./,
Что было бы, если бы животные умели разговаривать ?
/средняя гр/,
Что было бы,
если бы Вашим домом стала огромная кедровая шишка? /родители/.
9.
"Салат из сказок".
ЦЕЛЬ: Помочь детям вспомнить знакомые сказки, пересказать их с
опорой на картинки. Подтолкнуть к созданию новой сказки с разными героями.
11. "Сделай короче".
ЦЕЛЬ: На слух сокращать предложения
постепенно на одно слово.
ХОД:
- 3имой деревья часто покрыты серебристым инеем. /ст.гр.,1 кл./
/Зимой деревья покрыты часто инеем.
Зимой деревья покрыты инеем.
Деревья покрыты инеем.
Деревья покрыты./
- В этом глухом и темном лесу живут белки и
ежи. /Родителям/.
"Кузнечики".
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали, тишину послушали.
Тише, тише, высоко, прыгай
на носках легко.
"Музыканты".
И на скрипочке играю, тили – тили - тили.
Скачут зайки на лужайке,
тли-тили-тили.
А теперь на барабане, бум-бум-бум.
Трам-трам-трам!
В страхе зайки разбежались по
кустам!
"Цапля".
Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться, за соседа не держаться.
"Котята».
Вот пятеро котят, один ушел и нет его,
Ну, нет его и нет.
Вот четверо котят,
Один ночной порою на дерево залез -
Котят осталось трое. Но где-то запищал
мышонок токо тонко.
Котенок услыхал-
Осталось два котенка.
Один из них с мячом исчез в дверях бесследно,
А самый умный тот, оставшийся, последний, -
Он к миске подошел и, как и должно киске.
Лакать за пятерых стал молоко из миски.
/Пальчиковая гимнастика/.
"Бычок".
Спать пора!
Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон. (Пальчиковая гимнастика).
«Мы писали"
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно
встали,
Ножками потопали, ручками
похлопали,
Затем пальчики сожмем -
Сядем, и писать
начнем. (Пальчиковая
гимнастика).