В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли мы делаем для того, чтобы речь ребенка была развита? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех  предметов школьной программы. Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить  только при помоги специалистов, учителей - логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь, и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильное слово, надо дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста. Дети справляются с этим заданием, но могут допускать ошибки. В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить  ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

В семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить  предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывал.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики, изменяет слова  /правда, вначале он ограничивается лишь одной формой, например, использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием ОВ /ЕВ/: КОВРОВ, ОКНОВ, ЗЕРКАЛОВ; строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребёнка определенного чувства языка, К.И.Чуковский отмечал: "Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы  ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивают двухлетние "лингвисты?...

Уже с трех месяцев у ребенка начинается период гуления, переходя­щего в лепет. К 9-10 месяцам ребенок произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов /мама, папа/. К году набирается до 10-12 слов. Для двухлетнего ребенка является закономерным несовершенство произносительной стороны речи: бедннй словарный запас, часто употребляет облегченные слова, называет только те игрушки и предметы, с которыми играет; отсутствует правильная грамматическая связь между словами, нет некоторых звуков. К трем годам происходит интенсивное накопление словаря ребенком. В речи он пользуется почти всеми частями речи, использует односложные предложения. На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети в этом возрасте легко отмечают недостатки произношения у других детей, а у себя не слышит. Ребенок может с помощью взрослого передать содержание небольшой сказки. К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у боль­шинства заканчивается процесс овладения звуками. Дети начинают овладевать монологической речью. Рост активного словаря. Употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.

Вот и сегодня мы хотели бы предложить Вам некоторые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома вместе с детьми в свободную минуту. 

ИГРЫ:

1. "Составь предложения" /средняя группа/.

ЦЕЛЬ: Развивать у детей навыки объединения пространственно разделен­ных объектов в единую ситуацию /предложение/. Формировать умение составлять различные распространенные предложения с заданными словами, непохожие на уже

придуманные, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

ХОД: Детям предлагаются 2-3 картинки или слова, с которыми они должны составить предложения. Можно менять падеж и окончания слов, встав­лять другие.

 

2. "Составь предложения". /Старшая группа/.

ЦЕЛЬ: та же, что и в I/.

Детям предлагается таблица с картинками или словами/при обучении чтению/. Надо составить переложения /по 4 картинки –  игра  №1: Мама, сын, санки. Папа, молоток. Бабушка, кровать. Девочка, иголка, пуговица.

  Картинки к игре 2: Папа,ночь, малыш, кровать. Дедушка, осень, лопата, овощи.

Бабушка, солнце, ведро, корова. Мама, утро, бутылка, кошка/.

 

3. "Составь предложения" /1-ый класс/.

ЦЕЛЬ: Та же.

Ход: Детям предлагается картинно-графическое изображение предложения, с помощью которого они должны его составить. Используются предметные картинки, схемы движения /стрелки/, схемы предлогов, предлоги написанные, слова, картинки-заменители.

 

 4. ."Составь рассказ по сюжетной картине. /Средняя группа/.

ЦЕЛЬ: Научить детей составлять простой рассказ по сюжетной картинке,

Следить,  чтобы предложения были взаимосвязаны между собой.

 

 5. "Составь рассказ по серии сюжетных картинок". /Старшая группа/.

ЦЕЛЬ: Та же, что и в 4. Правильно и последовательно расположить картинки, чтобы события следовали локонично.6.  "Состарь рассказ по схеме". /1-нй класс/.

ЦЕЛЬ: Учить детей составлять небольшой рассказ из личного опыта или фантастический с опорой на схему. Уметь связывать предложения разных частей рассказа между собой. Правильно и грамотно выражать свои мысли.

 

7. " Хорошо -  плохо".

ЦЕЛЬ: Уметь видеть в одной ситуации положительную и отрицательую  стороны, доказывая это. Учить пользоваться сложноподчиненными предложениями с союзом ПОТОМУ ЧТО

 

8. "Что было бы, если бы..."

ЦЕЛЬ: Учить детей придумывать необычную концовку предложения.

Развивать фантазию, воображение.

ХОД: Что было бы, если бы города могли летать? /1-ый класс/,

Что было бы, если бы все сказки на Земле исчезли? /старшая гр./,

Что было бы, если бы животные умели разговаривать ? /средняя гр/,

 Что было бы, если бы Вашим домом стала огромная кедровая шишка? /родители/.

 

9. "Салат из сказок".

ЦЕЛЬ: Помочь детям вспомнить знакомые сказки, пересказать их с опорой на картинки. Подтолкнуть к созданию новой сказки с разными героями.

 

11.  "Сделай короче".

ЦЕЛЬ: На слух сокращать предложения постепенно на одно слово.

ХОД:  - 3имой деревья часто покрыты серебристым инеем. /ст.гр.,1 кл./

 /Зимой деревья покрыты часто инеем.

Зимой деревья покрыты инеем.

 Деревья покрыты инеем.

 Деревья покрыты./

 

 

- В этом глухом и темном лесу живут белки и ежи. /Родителям/.

 

"Кузнечики".

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок,  прыг-скок.

Сели, травушку покушали, тишину послушали.

Тише, тише, высоко, прыгай  на носках легко.

"Музыканты".

И на скрипочке играю, тили – тили - тили.

Скачут зайки на лужайке, тли-тили-тили.

А теперь на барабане, бум-бум-бум.

Трам-трам-трам!

В страхе зайки разбежались по кустам!

 

"Цапля".

Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться, за соседа не держаться.

"Котята».

Вот пятеро котят, один ушел и нет его,

Ну, нет его и нет. Вот  четверо котят,

Один ночной порою на дерево залез -

Котят осталось трое. Но где-то запищал

мышонок токо  тонко. Котенок услыхал-

Осталось два котенка.

Один из них с мячом исчез в дверях бесследно,

А самый умный тот, оставшийся, последний, -

 

Он к миске подошел и, как и должно киске.

Лакать за пятерых стал молоко из миски. /Пальчиковая гимнастика/.

"Бычок".

Спать пора!

Уснул бычок, 

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.    (Пальчиковая гимнастика).

«Мы писали"

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем -

Сядем, и писать начнем.          (Пальчиковая гимнастика).