Что такое «Мелкая моторика»?

Мелкая моторика выражается в способности ребенка выполнять точные движения кистями  рук и ног в результате скоординированных действий важнейших  систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин «ловкость». Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

 

Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика связана с нервной системой. Зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Поэтому если вы хотите грамотно развивать речь ребенка, то необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

От того как развита мелкая моторика у ребенка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как мелкая моторика определяет уровень готовности ребенка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Развивать мелкую моторику стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений. Данные задания помогут развивать мелкую моторику у дошкольников.

Дома родители могут предложить детям такие игры как конструктор «лего», пазлы, счетные палочки, различные мозаики, если ребенок не хочет играть в мозаику, это игра ему надоела, можно предложить выкладывание букв, цифр.

Предложите детям игры с бумагой: вырезание различных фигур, складывание самолетиков, корабликов и других фигурок.

Игры с пластилином: предложите детям слепить героев из любимых мультфильмов, пластилиновый город, буквы.

Пусть ребенок завязывают шнурки на ботинках, плетет косички куклам, завязывает и развязывает узелки. Даже когда вы на кухне, попросите ребенка помочь приготовить блюдо из  теста, помочь перебрать крупу.

Аккуратно шить, вязать, плети из ниток и проволоки, ребенок  может научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с иголкой и нитками можно развивать уже сейчас.

Такие занятия укрепляют мышцы рук, помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьного урока, терпеливо выполнять домашние задания.

 

Пусть ребенок учиться пришивать пуговицы, шить стежки, перематывать цветные клубочки ниток, но все занятия с иголкой должно проходить под непосредственным контролем взрослого.

Очень полезное такое занятия, как рисование. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Рисуйте с ребенком на бумаге, картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру.

                                                            Уважаемые родители!!!

Выяснить, есть у вашего ребенка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

1.Хочешь ли ты пойти в школу?

2.Зачем нужно ходить в школу?

3.Чем ты будешь заниматься в школе?

4.Что такое уроки, чем на них занимаются?

5.Как нужно вести себя на уроках в школе?

6.Что такое домашнее задание?

7.Зачем нужно выполнят домашнее задание?

8.Чем ты будешь заниматься, когда придешь домой из школы?

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

1.Как тебя зовут?

2.Сколько тебе лет?

3.Как зовут твоих родителей?

 

4.Где они работают и кем?

5.Как называется город, в котором ты живешь?

6.Какая река протекает в нашем городе?

7.Назови свой домашний адрес?

8.Есть ли у тебя сестра, брат?

9.Сколько ей (ему) лет?

10.Насколько она (он) младше (старше) тебя?

11.Каких животных ты знаешь, какие из них дикие, домашние?

12.В какое время года появляются листья на деревьях, а в какой опадают?

13.Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?

14.Сколько времен года ты знаешь?

15.Сколько месяцев в году, и как они называются?

16.Где правая (левая) рука?

17.Прочти стихотворение.

18.Знания математики:

-Счет до 10 (20) и обратно

-Сравнение групп предметов по количеству

(больше - меньше)

-Решение задач на сложение и вычитание

 

 

 

Требования, которые предъявляет ребенку школа.

Ребенок, переступивший порог школы должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

Начнем с такого необходимого для школы условия, как СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ, т.е. потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации. Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению, культуре общения.

Школьная жизнь требует от детей эмоциональной усидчивости. Между учащимися не редко возникают ссоры, обиды и конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу. Ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Важна и способность к волевым усилиям. Ребенок вместо «ХОЧУ ЭТО» должен заставить себя сделать то, что «НАДО», причем втечении времени, установленном учителем.

 Не допускайте, чтобы дети не закончив одну работу, принимались за другую. Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. У дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы:

 

ВОСПРИЯТИЕ (цвета, величины, фигуры, пространства);

ВНИМАНИЕ: у детей должно быть сформировано не только непроизвольное, но и произвольное внимание;

ПАМЯТЬ: познавательный процесс не должен быть механическим, т.е. путем многократного повторения, но при помощи образов группировки материала, выделению новых второстепенных деталей;

МЫШЛЕНИЕ: умение делать простые обобщения, находить сходства в предметах и объединять их по группам, распознавать различия;

ЗАПАС СООТВЕТСТВЕННО ЗНАНИЙ: словарный запас должен достигать 4 – 5 тыс. слов. Сведения информация должны быть взаимосвязаны, т.е. главным является качества знаний, гибкость представлений.

РАЗВИТИЕ: 1. Общей моторики (умение прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точность в метании).

2. Мелкой моторики (умение владеть карандашом, ножницами, кисточкой, ребенок должен «видеть строку», рисовать в ней, писать, видеть клеточки и точно вести по ним рисунок).

  Обратите внимание на правильную посадку во время письменных заданий. Важное место в работе с детьми занимает развитие речи. Необходимо научить детей осмысленно говорить, обогащать речь, привить любовь к чтению книг, которые способствуют развитию любознательности, овладению культурой речи. Учите составлять предложения по картинкам, выделяя слова из предложения. Далее можно знакомить с гласными и согласными (используя загадки, скороговорки, поговорки).

  Огромную роль играет уровень развития фонематического слуха: развитие на слух определенных звуков. Упражнения с различными картинками полезны, они закладывают основу грамматического письма.