На протяжении первых 6-7 лет ребёнок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа он превратился в подлинного субъекта деятельности,
обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоций, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в
обществе. "В этом возрасте ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемо? деятельности".
/А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин/. Все специфические дошкольные виды деятельности /игра, сон днём, занятия/ теряют для него свою привлекательность.
Ребёнок осознаёт себя дошкольником и хочет стать школьником. Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа жизни ребенка: меняется его
отношение к взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. В окружение ребенка входит новый взрослый - учитель. Воспитатель выполнял материнские функции, отношения с ним были непосредственные, интимные. Малышу прощались шалости и капризы, дошкольника часто поощряли, если не за успех, то за старание. А учитель - лицо социальное и максимально авторитетное для ребёнка, Школьник принимает его точку зрения перед сверстниками и родителями. В д/с обучение ведётся в игровой форме. Например, в гости к детям приходит зайка и просит научить его чему - либо. Дошкольник имеет возможность действовать под влиянием собственных интересов и склонностей, вправе выбирать особо привлекательный вид деятельности.
А в школе учебная
деятельность обязательна для всех детей, она подчиняется регламенту, жестким
правилам, которые ребёнок должен соблюдать обязательно.
переход к школьному
обучению. Приступая к школьному обучению, ребёнок должен быть готов не только
к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни.
Под выражением "Хочу в
школу" должно стоять не только желание носить портфель, /т.е. внешняя
сторона/, но и желание учиться, получать знания.
Известный психолог
Божович говорила, что "Чтобы воспринять и запомнить учебный
материал, ребёнок должен поставить цель
и подчинить ей свою деятельность". Следовательно, к концу дошкольного
возраста у ребёнка должны быть
сформированы элементы произвольной памяти, умение наблюдать, произвольно
воображать, управлять собственной речью.
Вообще
готовность к школе - это целый комплекс, который обеспечивает ребёнку быструю
адаптацию к школьной жизни. Три составляющих
этого комплекса это:
1. Анатомо-физиологическая
готовность.
2. Предметно
– специфическая готовность, это овладение ребенком, определенным набором
знаний.
3. Собственно
– психологическая, т.е. у ребёнка должны быть развиты все психические
познавательные процессы (память, восприятие, мышление), а также речь, воля и
другие.
У
ребёнка должно быть развито умение подчиняться нормам общества, он должен уметь
адекватно оценивать себя, контролировать себя.
Социально
– психологическая готовность предполагает умение устанавливать положительные
взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
В
целом же, независимо от уровня умственного, физического и эмоционального
развития ребёнка, очень важно поддерживать его уверенность в себе обеспечить
ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее
приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.