ЗОБНИНА 


НАТАЛЬЯ   АЛЕКСЕЕВНА

 

 

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №33»

г.Троицк.Челябинской обл.

 

Образование: высшее

 

Категория: высшая

 

Педагогический стаж

« Чтобы в наших руках оказался целый мир - надо всего лишь перестать сжимать                   кулаки  и раскрыть ладони!»       Шри Рави Шанкар




                                                Моя педагогическая философия

35 лет позади… Много это или мало!? Оглядываясь назад, вижу годы многолетней работы… Планы, конспекты, открытые занятия…Вечная проблема: как найти нужное решение, как построить  занятие, что бы  было интересно, занимательно, поучительно…методически верно.

А еще видятся лица: веселые, смазливые, добрые  и сердитые, пытливые… смешливые, серьезные, любознательные…

Сколько их?! Не стоит считать! Они мои воспитанники!!! Мои дошколята, мои ребятишки, мои воспитанники!!! Тани, Саши, Николашки, Максимки, Антошки, Лизочки, Веронички,  Даши, Софьи…

Распахнутые глаза, в которых вера, доверие, преданность, любопытство: что там впереди?!Обиды, слезы, досада, огорчения..!!! и рядом-улыбки, радость, первые роли, первые успехи, первые победы, первые достижения: -Ура!!!! Мы победили трудные, коварные звуки!!! Теперь, я настоящий молодец! Умница!!!

Пусть завидуют мне адвокаты, следователи, космонавты, доктора наук!!!

Я - ЛОГОПЕД!!! Моя жизнь состоялась!!! Я нужна!!! У меня есть приемники!! Я горжусь: мне сказали: «Когда я вырасту, я буду, как Вы, логопедом!!!»

Я счастлива, у меня прекрасная семья. Я нужна внукам!!! Я с удовольствием хожу на работу! У меня замечательные коллеги!! Мне интересно, я получаю удовольствие от общения с ними!! Мы дружны, мы поддерживаем друг друга! Мне повезло с воспитанниками, с их родителями….

Я уверена:

логопед- это не только профессия,
логопед - это стиль жизни, когда надо быть тактичным, сдержанным добрым, чутким, отзывчивым, терпеливым….Еще каким терпеливым!!!!
Логопед...Всегда, обо всём помнящий. Мы можем позабыть что-то, что связано с домашними. Но разбуди нас ночью, как Отче наш расскажем, что и кто из детей и с каким звуком не может справиться, что уже получилось, а над чем еще надо долго и много трудиться.
Логопед... Человек с открытым сердцем и душой, способный любить всех ребятишек, без исключения. Нередко случается, что моей ласки не хватает для своих любимых и родных. Нет, я не стала любить их меньше, но просто как-то так уж получается, что все время что- то надо, доделать, успеть, не забыть…
Логопеды…Это мы, умеющие всё на свете. Универсалы-педагоги, способные и занятие разработать,и научить правильному произношению, овладеть компьютером и отчет написать, и умеющие грациозно подгребать листья на участке, белить стены и клеить обои.
Это мы, учителя-логопеды, не обладающие актёрским образованием, способны так сыграть роль на утреннике, что театралы отдыхают.
Это мы, всегда готовые учиться чему-то новому. Даже когда выходной, даже когда отпуск - мы всё что-то пишем, ищем, добавляем в свою педагогическую копилочку, придумываем, творим,создаем…
Это мы-логопеды, отвечающие за речь детей, готовим их к успешному обучению в школе: учим читать, рассказывать, сочинять, преодолевать речевые недуги.  Мы те, кто заглядывает в душу каждого ребёнка и видит в нём только хорошее, вселяем  уверенность, что с неправильным произношением можно справится,надо только поработать, постараться, достичь….
 Это мы - оптимисты по жизни. Мы всегда верим только в лучшее: в детей послушных, в их успехи и достижения, в родителей чутких, зарплату достойную, условия прекрасные. Ну, вот верим и всё…! Мы не доверчивые, мы просто живём надеждой. Да и нельзя нам иначе!

ПРОФЕССИЯ у нас такая!!!!!


                 Советы учителя-логопеда

Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организовать домашние занятия ребенка

и родителя. Ответы на эти вопросы Вы найдете в данной

статье...

Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.

К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по мере их прочного включения в речь.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:

1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У
детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а
иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому
логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и
адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы
зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти,
мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в
артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для
подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;

2.    Регулярности посещения занятий ребенком. Логопед старается
организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий
характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и
навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях.


Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;

3.   Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка
проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно
работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы
дома не будете регулярно заниматься с ребенком,
поскольку коррекция
звукопроизношения - это выработка у ребёнка нового условного рефлекса
(новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным
эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами,
поощрениями) и контролем;
                                                                

4. Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза.

   

 Работа с  детьми, имеющими сложный речевой диагноз, занимает больше времени и требует больших усилий от логопеда и родителей. Речь ребенка должна подвергаться постоянному          контролю.

 

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

I. Подготовительный этап.

Задачами данного этапа являются:

развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного произношения того или иного звука или группы звуков. На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Логопед покажет упражнения, которые нужны именно Вашему ребенку. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом.

П. Этап постановки звука.

Поставить правильный изолированный звук должен логопед с помощью подражания и механического воздействия. Например, зачастую вызвать правильный звук Р достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать этот звук при помощи подражания удается редко. Обычно постановке звука Рпредшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка. Поэтому маме и ребенку надо запастись терпением.

III. Этап автоматизации (закрепления) звука.

Исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап включения вызванного звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе автоматизации (включения в речь)

звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы. Их следует проводить ежедневно или через день около 15 мин.

VI. Этап дифференциации.

Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков.

1.      Подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Он должен понять, что говорить нужно правильно и этому надо учиться. Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу. Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы.

2.      Приготовьте место для занятий: небольшой стол и два стула одинаковой высоты. Помните, что способность детей дошкольного возраста к концентрации внимания очень невелика, поэтому проследите, чтобы рядом не было предметов, отвлекающих ребёнка от работы.

3.      Не приступайте к занятию в дурном настроении: нельзя показывать ребёнку своё нежелание заниматься.

4.Старайтесь не заниматься с ребёнком, если он утомлён или перевозбуждён, скорее всего, такие занятия не дадут результата.

5.      Не торопите ребёнка во время выполнения задания.

6.      Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук ("нажимал" на этот звук) в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за Вами

7.      Если у ребенка что то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание еще раз.Каждому ребенку необходимо разное время для овладения правильным произношением.И не сравнивайте успехи вашего ребенка с результатами других детей.Здесь необходим индивидуальный        подход.

8.      Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое