Родители считают заботу об укреплении здоровья детей
делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности
физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают
свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин,
которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей
не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что
родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в
заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это
хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее
здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что
чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном
режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их
работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование
физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна,
рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные
процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы
организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении
домашних заданий по физкультуре. В отличие от заданий по другим предметам, они
могу быть индивидуальные: если не получается на уроке, то дома можно разучить
кувырок и научиться подтягиваться. Внимание взрослых нужно подросткам в большом
и малом, простом и сложном. Что будет делать школьник на улице? Чтобы
прогулочное время не проходило в пустых, а то и небезопасных занятиях,
необходимо, как минимум, следующее: помочь ребенку освоить хотя бы 3-4 наиболее
простые, известные всем игры, которые он мог бы затеять со сверстниками.
Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое
время года мог найти, чем заняться. Обеспечить его необходимым физкультурным
инвентарем. Не забывать поинтересоваться, как прошло его свободное время.
Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать
конкретно в данное время года, в применение к возможностям подростка, тогда и
физическое воспитание идет успешнее.
Существенно
и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают
родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье
обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для
решения любых воспитательных задач.
Совместные
занятия приносят следующие положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной
зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в
соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за
короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает
ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время,
которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют
всестороннему развитию ребенка. Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают
ему и вдобавок сами участвуют в школьных соревнованиях. Спортивные интересы в
такой семье становятся постоянными. В каком выигрыше будет школа, если
возьмется за проведение таких совместных спортивных мероприятий! Пусть даже это
не обязательно соревнования, пусть это будет просто физкультурный праздник.
Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них - не стремление к первенству,
а возможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от
движения, от игры. Мы привычно обращаем внимание на то, что дети засиживаются у
телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей
этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе,
спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у
телевизора. Дело не в том, чтобы «отвлечь» подростка от телевизора. Постараемся
сделать из него нашего помощника. Он дает обширную телеинформацию по физической
культуре и спорту. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для
своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты. Несомненная
польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников,
олимпиад, соревнований - они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к
физической культуре.
А если
родители постараются хотя бы отчасти компенсировать двигательную пассивность,
устроив во время перерывов в футбольном или хоккейном матчах физкультурную
паузу: пробежаться возле дома, «посчитать» ступени в своем подъезде, попрыгать
со скакалкой, то это будет очень хорошим приложением к телепередаче.
То есть,
совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом - один из основных
аспектов воспитания.