Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой
моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших учёных. Коррекция речевых нарушений ( как и речевое
развитие нормально развивающегося ребёнка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих
развивающих движений. До трёх лет ребёнок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать,
действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с
сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом
звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.
В процессе движения ребёнок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объём информации об
окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе
движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь,
расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов. Речь с движениями занимает большое
место в воспитании звуковой стороны речи, значительно облегчает и ускоряет привитие детям правильных речевых
навыков: неторопливого темпа и ритма речи, чёткости, плавности, выразительности, особенного правильного речевого
дыхания (спокойного вдоха без поднятия плеч, равномерного, более длительного выдоха, паузы после произнесённой
фразы, звукоподражания или строки стихотворения) и совершенствования правильного произношения звуков. Движения
в сочетании с речью вызывают интерес у детей, а следовательно, и более живую речевую реакцию. Дети упражняются
в более естественной, интересной форме, и у них быстрее прививаются
правильные речевые навыки, имеющие большое профилактическое значение.
Речь с движением в виде коротких речевых зарядок включается в игры, на специальных занятиях по звуковой
культуре речи в виде физминуток на любых занятиях, а также во время утренней гимнастики. Движения проводятся с
изолированным звуком, звукоподражанием, словом,
предложением, стихом, потешкой и пением.
Педагог говорит и показывает движения первая, дети повторяют хором. Движения выполняют в соответствии со
словами. В дальнейшем может говорить один ребёнок, остальные делают движения. Педагог контролирует речь и
движения детей.
«Солдатики и куклы».
Солдатики
из дерева (дети стоят, прижав
руки к туловищу,
Как
столбики стоят. напрягая все
мышцы.)
А
куколки из тряпочек (полное
расслабление с наклоном
На
гвоздике висят. вперёд)
«Паровоз гудит ду –
ду».
Паровоз
гудит: ду – ду, (дети встают друг за
другом,
Я
иду, иду, иду. кладут
предыдущему руки
А
вагоны стучат, на плечи
и двигаются
А
вагоны говорят: топающим
шагом).
Так
– так, так-так.
«Новый дом».
Вот
построен новый дом. (дети тянутся
вверх за поднятыми
В
новом доме мы живём. руками,
разводят руки в стороны,
Мы
по лестнице бежим берутся за
руки, бегут по кругу.
И
считаем этажи:
Раз
– этаж, Прыгают вперёд в круг,
Два
– этаж,
опустив руки.
Три,
четыре, мы в квартире. Берутся за
руки).
«Змейка».
Змейка
просыпается, (
дети идет друг за другом,
Головка
поднимается: «Ш-Ш-…» огибая
расставленные на
Между
камешков ползёт,
пути движения стулья или
За
собою нас зовёт.
кегли).