Беседа
Взрослым очень интересно
То, что всем давно известно!
«Как зовут?», и «Кем ты
будешь?»,
И «Кого ты больше любишь –
Маму, папу или братца?»
Всё не могут разобраться!
А вот завтра я поеду
На беседу
К логопеду!
Он мне скажет:
«Порычи!»
Он попросит:
«Помычи!
Пошипи
И пожужжи!
И язык мне покажи!»
Хорошо пойдёт беседа
У меня и логопеда!
Развитие
речи ребёнка в норме.
1.
Подготовительный период (от 0
до 1 года).
2-3 месяца – гуление;
4-6 месяцев – лепет;
9-12 месяцев – первые слова.
2.Преддошкольный период
(от 1 года до 3 лет).
1,5-2 года – фраза;
к 3 годам – связная речь (несколько фраз).
3. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).
К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.
6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.
4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет).
Овладение письменной речью, сознательное овладение языком.
Особенности
речевого развития детей 6-7 лет.
Ø
Правильно произносят все звуки родного языка;
Ø
Производят простейший звуковой анализ слов;
Ø
Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч
слов);
Ø
Грамматически правильно строят фразу;
Ø
Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и
составить рассказ по картинкам;
Ø
Свободно общаются со взрослыми и сверстниками
(отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
Ø Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Предпосылки нормального развития речи ребёнка.
1.
Психологическое и физическое здоровье.
2.
Нормальные умственные способности.
3.
Нормально развитый слух и зрение.
4.
Потребность в речевом общении.
5.
Полноценное речевое окружение.
Предпосылки
для успешного овладения грамотой.
1.
Слух, зрение, интеллектуальное способности
(развитые высшие психические функции) - норма,
развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация
(слухо-зрительно-моторная координация).
2.
Психическое и физическое здоровье.
3.
Психическая активность. Активность познавательных
процессов, работоспособность.
4.
Сформированность эмоционально-волевой сферы.
Опыт речевого общения.
5. Полноценное речевое окружение.
6. Нормальное развитие
двигательной сферы.
Артикуляционная
гимнастика.
Артикуляционную гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии.
Внимание: артикуляционную гимнастику проводят сидя
перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.
Комплекс № 1 (общий).
1.Удерживание губ в улыбке;
2.Вытягивание губ вперёд трубочкой;
3.Чередование положения губ (улыбка –
трубочка);
4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;
5.Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;
Комплекс № 2 (для свистящих и
шипящих).
1.
Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный
шарик (следить, чтобы щёки не надувались);
2.
Немного приоткрыть рот, положить расслабленный
язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…(упражнение делается на одном
выдохе);
3.
Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы,
делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз.
Улыбнуться,
приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать
рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).
Комплекс № 3 (для звуков [р-л]).
1.
Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка
цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не
подворачивался внутрь;
2.
Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка
погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;
3.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка
за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д…(
следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара,
а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).
Ø
Учить подбирать определения и эпитеты (Какие
бывают собаки: большие, служебные …);
Ø
Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая,
белоствольная. Что это? Берёза);
Ø
Подбирать действия к предметы и наоборот;
Ø
Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства,
дополнения…
Ø
Назвать слова с определённым слогом, звуком;
Ø
Составлять словосочетания и предложения с
заданными словами;
Ø
«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
Ø
«Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить
и сравнить слова: пол–потолок…);
Ø
«Назови по-своему» (назвать по-новому
стихотворение, сказку, рассказ);
Ø «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
Ø
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня
был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
Ø
Переделать известную сказку;
Ø
Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на
ключевые слова);
Ø
Придумать название замку, фантастическому
животному и т. д.;
Ø
Придумать продолжение сказки;
Ø
«Перевирание сказки» (взрослый намеренно
«перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
Ø
Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок
– злой, лиса – добрая и т. д.).