Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка очень трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому его агрессия – это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку. Но как сделать лучше – он не знает.

Существует и другая категория детей – это застенчивые и замкнутые дети.

Застенчивый ребёнок знает, как общаться с другими людьми, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет вступать в контакт и не знает, как общаться. В этом различии особенностей общения замкнутых и застенчивых детей и кроется секрет коррекции этих личностных качеств.

При работе с застенчивым ребёнком мы стараемся сформировать у него коммуникативные умения. А у замкнутого, прежде всего, формируем желание общаться, и развиваем его коммуникативные навыки.

Замкнутость ребёнка имеет такие проявления, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения. Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность в незнакомой обстановке.

Агрессивность, застенчивость, замкнутость  в дошкольном возрасте могут возникнуть, если ребёнок непопулярен среди сверстников. У дошкольников особенно ценятся приятный внешний вид, красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько дошкольник овладел навыками игры. Если ребёнок не отвечает этим требованиям, то он может стремиться занять «достойное» положение другими способами.

Эмоциональный мир детей не достаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Необходимо постоянно расширять круг их пассивного общения. Они нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная моя задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.

Постепенно у ребёнка сформируется спокойное адекватное отношение к общению, разовьются речь и необходимые коммуникативные навыки.

Однако негативные проявления личности малыша можно и нужно корректировать.

Цель моей  работы с данными категориями детей в том, чтобы научить детей выражать свои чувства и произвольно регулировать их, обращаться к сверстникам и взрослым с просьбами и предложениями: игры «Мешок крика», «Волшебный цветок», «Я вижу..» В играх «Ласковые лапки», «Помоги другу», «Медвежонок в берлоге»  формируется желание участвовать в совместной деятельности и словесные формы выражения адекватной оценки и самооценки.

Игра – импровизация «Медвежонок и козлята» знакомит со способами прекращения и предотвращения конфликтных ситуаций, формирует переживания эмпатийного характера.

Для реализации этих целей можно использовать следующие игры – занятия.

«Два барана»

Цель: снять агрессию, предоставить возможность выплеснуть свой гнев, снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Дефектолог разбивает детей на пары и читает текст: «Рано – рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперёд туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше.

«Дракон»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывает в двух ролях.

«Скажи, что ты слышишь»

Цель: преодоление трудностей в общении, накопление словаря и развитие фразовой речи; развитие слухового внимания.

Педагог предлагает закрыть глаза, внимательно прислушаться и определить, какие звуки они услышат (сигнал машины, разговор прохожих и. т.д.) Дети должны отвечать целыми предложениями.

 

 «Помоги другу».

Цель:развивать доверительные отношения к

людям.

Прошу детей выбрать себе друга из присутствующих детей, встать с ним в пару и сказать приятное слово (ты хороший, ты весёлый и т. д.). Ведущий  встает, за ним «друг» с закрытыми глазами. «Друг» держится за плечи водящего. Водящий должен провести «друга» на стульчик, не наталкиваясь на препятствия. В процессе игры разговаривать запрещается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Е.К.Лютова, Г.Б.Монина Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с  гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., «Генезис», 2000

2.     Е.В.Орешенкова Если с ребёнком трудно общаться. Памятка – рекомендация./Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 4, 2004

3.     А.И.Захаров Как предупредить отклонения в поведении ребёнка .        М., 1986

4.     Т.Г.Неретина, С.В.Клевесёнкова Коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями. Учебно – методическое пособие. Магнитогорск, 2005