Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка.  Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

 Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе...   

 В понятии "готовность к обучению в школе" выделяют три взаимосвязанных компонента:

 

 ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ оценкой этого компонента, как правило, занимаются медицинские работники, которые осуществляют проверку по трем основным критериям:

-физическое развитие - длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки; - -биологический возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;

- комплексная оценка состояния здоровья - распределение детей по  пяти "группам здоровья" (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ИЛИ ЛИЧНОСТНАЯ  ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ -  Данный вид готовности подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обуславливает сама ситуация обучения в школе. Известно, что в момент поступления в школу ребенок   попадает   в   новые   социальные  условия   и   постепенно   начинает занимать   новую   общественную   роль   "Я   -   ученик".    Смена   обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребенком "Кризиса 7-ми лет". Как он проявляется?  Дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; мы, как будто, не узнаем наших   "послушных"  малышей;   в  поведении  ребенка  проявляется  много негативизма,  упрямства,   строптивости,   своеволия,  ревности,   грубости  по отношению к взрослым; или совсем наоборот, дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами в период кризиса могут стать тихими  и незаметными.

 

 Как помочь ребенку преодолеть кризис 7-ми лет?   

     

  Прежде всего, помните, что кризисы - это явления временные, они проходят, их просто нужно пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, все валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли.

 

 Ребенок - такой же человек, только маленький! Не спешите ругать его, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку отдохнуть от произошедшей неудачи. Например, можно вместе пойти погулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь, или просто приласкать и взбодрить своего любимого сына или дочку.

 

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ - Данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала.

 

В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие:

 

- уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти),

- уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки),

- уровень развития связной речи,

- эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого, и т.д.).

 

Важно знать и помнить, что окончательно психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.