Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.
Свойственные дошкольникам беспечность,
беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством
требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день
ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня,
подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять
требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной
программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов
в учебе...
В понятии "готовность к обучению в
школе" выделяют три взаимосвязанных компонента:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ оценкой этого компонента, как правило, занимаются
медицинские работники, которые осуществляют проверку по трем основным
критериям:
-физическое развитие -
длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки; - -биологический
возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных
пропорций тела соответственно возрасту;
- комплексная оценка
состояния здоровья - распределение детей по пяти "группам
здоровья" (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с
хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные
отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой
школе).
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ИЛИ ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ - Данный вид
готовности подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому
отношению к окружающему миру и самому себе, которые обуславливает сама ситуация
обучения в школе. Известно, что в момент поступления в школу ребенок
попадает в новые социальные
условия и постепенно начинает
занимать новую общественную
роль "Я - ученик".
Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на
учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребенком "Кризиса
7-ми лет". Как он проявляется? Дети, как правило, становятся
трудновоспитуемыми; мы, как будто, не узнаем наших
"послушных" малышей; в поведении
ребенка проявляется много негативизма, упрямства,
строптивости, своеволия, ревности, грубости
по отношению к взрослым; или совсем наоборот, дети, которые в детском саду
считались задирами, болтушками и драчунами в период кризиса могут стать
тихими и незаметными.
Как помочь ребенку преодолеть кризис 7-ми
лет?
Прежде всего,
помните, что кризисы - это явления временные, они проходят, их просто нужно
пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, все валится из рук
и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то
обвиняли.
Ребенок - такой же человек,
только маленький! Не спешите ругать его, или указывать на ошибки и неудачи,
постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку отдохнуть от
произошедшей неудачи. Например, можно вместе пойти погулять или поиграть во
что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь, или
просто приласкать и взбодрить своего любимого сына или дочку.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ - Данный вид готовности представляет собой
сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности, он
подразумевает готовность к усвоению учебного материала.
В качестве базовых
составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно
выделить следующие:
- уровень развития
психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти),
- уровень развития мелкой
моторики руки (в том числе и графические навыки),
- уровень развития связной
речи,
- эмоционально-волевую
готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого,
и т.д.).
Важно знать и помнить, что
окончательно психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается
в процессе самого обучения.