Успешность (или
неуспешность) педагогического взаимодействия детского сада и семьи во многом
определяется правильной позицией педагога. Когда Гиппократ приходил к больному,
он говорил: « Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я
ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся, ты и я, то вместе мы
победим болезнь». Педагоги – специалисты так же делают ставку на
сотрудничество: «Мы вместе – я, ребёнок и его родители – легко разрешим все
проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Только в таком случае возникает
эмоционально положительный контакт, при котором решаются все коррекционные
задачи.
Следовательно, со всей остротой
встаёт проблема более ранней коррекции различных нарушений при объединении усилий семьи и
других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и
взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Жизнь ребёнка, имеющего нарушения,
должна быть организована так, чтобы всё способствовало правильному развитию его
психики. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими
отклонениями будет идти дальнейшее двигательное, речевое и интеллектуальное
развитие.
Роль семьи в формировании личности является
исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного
воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и
физически развивает ребёнка; обеспечивает первичную социализацию, помогает
стать ребёнку социально – компетентным человеком, обеспечивает защитную
функцию; создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и
теплоты индивидуальных отношений, тем самым, обеспечивая важнейшие условия
гармоничного, полноценного эмоционально – психического созревания личности,
через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное
развитие.
Но реальная действительность такова,
что не все родители имеют возможность выполнять возложенные обязанности в
целевом развитии ребёнка качественно и полной ответственностью по ряду причин:
- разный социальный статус, уровень
образования родителей;
- недопонимание родителями
особенностей развития детей с различными нарушениями и педагогических коррекционных требований
(отсюда завышенные или заниженные требования к возможностям детей);
- отсутствие педагогических знаний и
опыта;
- родители перекладывают всю полноту
ответственности за здоровье, воспитание, коррекцию и обучение на педагогов;
- воспринимают детский сад как мини –
школу (раннее интенсивное обучение).
В результате возникает противоречие между заказом государства и
реальными возможностями семей. Разрешение данного противоречия, а также
преодоление у родителей устоявшихся взглядов относительно функций дошкольного
учреждения, является одной из основных задач коррекционно – развивающей работы.
И в этом случае дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника
семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья
– социум», способствующего качественной подготовке ребёнка к дальнейшему
обучению в школе, воспитанию и развитию индивидуальных способностей и детей.